ZEMTREST НЕДВИЖИМОСТЬ
ЗЕМТРЕСТ
+38 063 60 60 834


Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Мои статьи [14]

Поиск

Главная » Статьи » Мои статьи

Александровский костёл - Костел Святого Александра
Торжественная церемония закладки храма на месте, где в свое время сверкала огнями иллюминация, состоялась 1817 года, а его освящение - аж в 1842 году. Средства на его сооружение предоставляли польские помещики Киевской губернии из расчета по 25 копеек из каждого крепостного. Величественное здание костела, спроектированное Ф. Меховичем в классическом стиле, в плане являла собой квадрат из с куполом посредине, двумя боковыми башнями и 4-колонным портиком, который украшал главный фасад.

Много всяческих событий - грустных и даже трагических, радостных и смешных происходило в Александровском костеле на улице Костельной. Во время польского освободительного восстания в 1863-1864 годах против царского самодержавия парафияне пели в нем "Во‘е соs polskea az dumen pozaraw" и другие патриотические песни в поддержку своих соотечественников. Восстание, как известно, провалилось, следствием чего стало закрытие в 1866 году римо-католической часовни, действовавшей при Киевском университете с 1836 года. Её орган стал собственностью костела. Однако последний не оставил его у себя, а подарил киевскому отделению Русского музыкального общества, которое было только что основано. А сам костел обогатился в 1879 году пещерой Гроба Господнего, тщательным образом выполненной художником Аккерманом из толстого картона. Однако выглядела она так, вроде состояла из камня. Особенно много посетителей принимала пещера в Страстные пятницу и субботу и в первые дни Святой Пасхи.

Годом раньше, 8 мая в собственном доме на Липках умер едва ли не последний представитель знатного рода Понятовских - Маврикий Ламберт. Понятовские владели большими имениями в Каневском уезде Киевской губернии. В собственности дворянина М.Л. Понятовского находился еще и трехэтажный дом на улице Крещатик 16, где он устраивал пиры для киевской знати. Его вдова заказала скульптору Бродскому, проживавшему в Риме, прекрасную мраморную, за 30 тысяч франков, статую покойника в сидячей позе. В 1882 году она пыталась установить ее в костеле около престола с целью зачисления М.Л. Понятовского к сонму святых. Намерение вдовы духовенство храма отклонило, не желая превращать его в музей. А, возможно, еще и потому, что покойник в своем завещании не предусмотрел для костела ни единой копейки.

В Александровском костеле в 1879 году был окрещен будущий художник Казимир Малевич.

Кроме чисто религиозных обрядов, в костеле исполнялись также и концерты духовной музыки и мессы. В нем звучала оратория Гайдна "7 пение Христа" (1887 год), происходили траурные мессы по убитой австрийской императрице Елизавете (1898 год), по убитому в Сараево австрийскому престолонаследнику, эрцгерцогу Францу-фердинанду и его жене (1914 год), по Генрику Сенкевичу (1916 год), по князю Р.В. Сангушку (1917 год) и торжественная месса в день отмечания 50-летия царствования императора Франца-Иосифа (1898 год).

Не оставляло духовенство костела вне своего внимания и неудобства, которые испытывали парафияне вне пределов храма. Да, в 1888 году оно хотело расширить площадь перед костелом, однако Городская Дума с таким решением не согласилась, поскольку это расширение должно было происходить за счет соседних усадеб.

В 1895 году духовенство настаивало на замене низкорослым кустарником высокого забора, который тянулся от костела к дому Яценко и закрывал собой один из лучших видов Киева. Годом ранее оно остро осудило действию киевской полиции, которое отправило в полицейские участки многих недееспособных граждан, попрошайничавших около костела.

Борьбу с нищенством, по его убеждению, нужно вести другими способами. Об активном участии причта костела в общественной жизни города свидетельствует тот факт, что в 1910 году он приобщился к большим по объему работам по реконструкции соседней Трехсвятительской улицы. А в 1915 году его настоятель ксендз Скальский обратился к городской власти с ходатайством об открытии на Лукьяновском кладбище второго римо-католического кладбища, поскольку одного кладбища, существовавшего тогда на Байковой горе, стало не хватать и умерших католиков часто прятали на православных кладбищах.

А вот несколько грустных эпизодов из жизни служителей Александровского костела. В 1891 году ксендз Шиманский, сильно пострадавший от недобросовестных заемщиков денег и имевший на этой почве проблемы со здоровьем, отказался от предложения стать монахом одного из католических монастырей и бесследно исчез так, что даже родня не смогла натолкнуться на его следы. В 1911 году во время службы по случаю праздника "Всех святых" 39-годовой ксендз Станислав Павловский потерял сознание и вскоре умер в костельном доме. Его богоугодная деятельность в Киеве длилась несколько лет. В том же 1911 году Министерство внутренних дел страны отказалось утвердить ксендза Жуковской на должности настоятеля храма, что и стало причиной его освобождения. Тогда же происходил ремонт костела (возможно, после пожара в 1906 году).

В конце XIX века в Киеве проживали около 25 тысяч человек римо-католического вероисповедания. Когда в городе действовали костелы домовых в университете, Первой мужской гимназии, Институте благородных девиц и Кадетском корпусе, то площади Александровского костела, на которой могло разместиться от 1200 до 1500 лиц, хватало. После их закрытия ситуация изменилась на хуже. По праздникам к храму приходило католиков не меньше, чем православных к Софийскому собору. Поэтому больше 1000 парафиян поставило 1897 года свои подписи под ходатайством к киевскому губернатору Л.П. Томары о сооружении в Либедской или Бульварной части города нового костела.

Усадьба на Кузнечной (в настоящее время Горького/Антоновича) улицы, которую завещал костелу Св. Александра полковник Полянский, оказалась для этого маловатой. Ее продали, а вырученные деньги использовали для строительства Николаевского костела на Большой Васильковской улице.

30 августа (по старому стилю) 1917 года католики Киева торжественно отметили 100 лет от дня основания Александровского костела. В тот день состоялась епископская трапеза с миропомазанием. Городские органы Временного правительства позволили присутствовать на празднике всем солдатам-католикам, свободным от нарядов и другой службы.

Советская власть прекратила существование парафии в 1937 году в связи с польским вопросом. Помещение храма было перепланировано, и с 1952 года в нем разместились планетарий, филиал исторической библиотеки, республиканский Дом научного атеизма и другие организации. На месте последних в 1988 году предусматривалось поселить городской шахматный клуб.

Однако в 1990 году здание предоставили католическому обществу, которое вернуло ему начальный вид и сегодня использует ее по назначению.
Категория: Мои статьи | Добавил: masiaga (06.02.2011)
Просмотров: 2237 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш опрос
кто вы?
Всего ответов: 69

Мини-чат
200

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024